четверг, 26 февраля 2015 г.

За инакомыслие - в тюрьму: СБУ объявляет охоту на "пособников агрессора" 

Предателями отныне называют всех, кто имеет к России хоть какое-то отношение. Украина фактически вводит запрет на любые контакты своих граждан с гражданами России. "Сегодня мы призываем всех наших граждан не сотрудничать с агрессором, это повлечет за собой уголовную ответственность, — говорит Лубкивский. — Потому что российские журналисты сегодня действуют против Украины, занимаются подрывной деятельностью". За этой противоречащей, в том числе, украинскому закону, патетикой, примитивная цель — спрятать от мира правду.


Сотрудничество с российскими СМИ отныне грозит украинским журналистамуголовным разбирательством. Об этом сегодня репортеров официально предупредил советник главы СБУ Лубкивский. Спецслужбы уже начали охоту за гражданами Украины, которых они называют пособниками агрессоров. Самих агрессоров, то есть российских журналистов, после майданного переворота на Украине преследуют уже на государственном уровне. Сегодня из страны депортировали двух наших коллег, задержанных накануне в Киеве.
Распоряжение СБУ задержанным журналистам зачитали на двух языках: украинском и русском. Въезд на Украину в течение пяти лет теперь запрещен. Что именно снято или с кем записаны интервью службе безопасности было интересно только отчасти — принудительная депортация связана исключительно с российским гражданством. На шествии радикалов из "Правого сектора" работали десятки разных телеканалов, но СБУ напали только на россиян. Своим присутствием вы угрожаете территориальной целостности страны — это цитата.
"Подошли люди, спросили документы. Я сказал, что никому, кроме милиции, предъявлять их не буду. Пришел в милицию, где обещали быстро отпустить, но появились люди из СБУ", — рассказывает корреспондент телеканала НТВ Андрей Григорьев. "Один из них так был эмоционален, что он просто кричал, — добавляет корреспондент Первого канала Елена Макарова. — Он кричал: "Показывайте нам планы, которые вы снимали". Дает удостоверение и говорит мне: "Вот, куда вы поедете". И показывает мне пальцем, что это Служба безопасности Украины".
Допрос длился три часа. А после — под конвоем в аэропорт. Тех, кого выслать уж точно нельзя, то есть, самих украинцев, посадят в тюрьму. Это уже, и правда, за гранью реальности. Вместе с российскими журналистами был задержан гражданин Украины. Это бывший оператор двух известных украинских каналов. Он делал то, что хорошо умеет — осуществлял съемку, руководствуясь командами и установками российских работодателей. Уже потом он будет рассказывать, что не знал, на кого работает. Хотя признался, что за деньги.
"Гражданина Украины уже отпустили, он дал расписку о неразглашении государственной тайны. Также он был предупрежден о том, что если ситуация повторится, он будет привлечен к уголовной ответственности. Мы действуем в рамках украинского законодательства", — рассказывает советник главы СБУ Украины Маркиян Лубкивский.
Предателями отныне называют всех, кто имеет к России хоть какое-то отношение. Украина фактически вводит запрет на любые контакты своих граждан с гражданами России. "Сегодня мы призываем всех наших граждан не сотрудничать с агрессором, это повлечет за собой уголовную ответственность, — говорит Лубкивский. — Потому что российские журналисты сегодня действуют против Украины, занимаются подрывной деятельностью". За этой противоречащей, в том числе, украинскому закону, патетикой, примитивная цель — спрятать от мира правду.
Украина уже аннулировала аккредитацию ста российских СМИ, уже не раз выдворяла, не пускала и даже наносила увечья, как это было, например, с журналисткой LifeNews — под улюлюканье радикалов ей распылили в глаза перечный газ и разбили о голову яйцо. Но этот шаг теперь уже окончательно отменяет свободу слова. Работать на Украине российским СМИ, таким образом, запретили. Ведь если кто-то даст интервью, что-то прокомментирует, его тут же посадят в тюрьму.
"Я уже много лет нахожусь в профессии, я работал в России, в других странах, общался с тысячами наших коллег, но никогда не сталкивался с подобным, — недоумевает первый заместитель генерального директора ТАСС Михаил Гусман. — Мне кажется, что это какая-то вообще немножко запредельная история. Потому что она противоречит азам и законам нашей профессии, которая, собственно, предполагает общение с людьми. Ведь как же надо так не доверять собственному народу, чтобы запрещать ему общаться с нашими коллегами".
"Это вообще не лезет ни в какие ворота. Где же открытость общества? Где свобода слова? Где право на свободную информацию? Это тоже декларирует государство украинское. И именно эти декларации позволяют им рассуждать о том, что именно на Украине сейчас демократическое общество, демократическая ситуация", — говорит главный редактор "Московского комсомольца" Павел Гусев.
"Эта новость застала нас врасплох, как агентство, — признается генеральный директор российского международного информационного агентства "Россия сегодня", заместитель генерального директора ВГТРК Дмитрий Киселев. — У нас много коллег украинских работают с нами и в Киеве, и на Востоке Украины. И преследовать уголовно своих граждан за сотрудничество со средствами массовой информации даже другой страны, это, конечно, странная норма украинского законодательства, если она будет принята. Ничего подобного нет в таких странах своеобразной демократии как, скажем, Иран, Северная Корея, США, Китай. Украина будет первой".
Попытки зачистить информационное поле Украины нарушают все международные обязательства. В ОБСЕ демократическую Украину, которая так отчаянно рвется в Европу, не поняли. И осудили. "Ограничения в отношении российских журналистов являются излишними. Отсутствие прозрачности в этом деле беспокоит. Власти должны раскрыть причины принятия таких шагов, а также предоставить полный список СМИ", высказалась представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович.
Объяснить свою выходку сегодня призвал Украину и совет руководителей государственных информационных агентств СНГ. В документе, который подписывают журналисты — возмущение и протест. "Противоправные действия украинских властей в отношении журналистов — лишение аккредитации, запугивание, выдворение из страны под надуманными предлогами, а также физическое насилие со стороны радикальных сил, является грубым нарушением международных норм", — говорится в нем.
Николай Петро — профессор политологии в университете Род-Айленда. "Украина зашла по-настоящему далеко, — говорит он. — Инициатива СБУ, по сути, лишает украинскую оппозицию возможности высказывать свое мнение. В результате, теряя доступ к украинским средствам массовой информации, оппозиция оказывается вынужденной прибегать к помощи российских СМИ, чтобы высказаться и быть услышанной на Украине".
"Политика украинских властей в отношении российских журналистов показывает, до какой степени украинское правительство скрывает правду. Мне бы хотелось подчеркнуть, что они отчаянно хотят скрыть от международного сообщества реальную трагедию, которая происходит на Украине, и эта трагедия — их ответственность", — пишет голландское издание.
Впрочем, определение "предатель родины" в отношении журналистов Украина себе уже позволяла. Андрей Захарчук только на этой неделе вернулся в Санкт-Петербург после двухнедельного заточения. Гражданина Украины, который сотрудничал с российским агентством "Невское время", обвинили в измене родине. В СБУ нашли основания возбудить уголовное дело. "Они, таким образом, дискредитируют мою страну — Украину, — говорит Андрей Захарчук. — Я всегда чувствовал себя в Украине свободно. И я был очень удивлен, что за фотографию невзрачного завода я мог получить пятнадцать лет. И мне было очень обидно получить звание "изменник родины". Вот такие у меня чувства. Не то, чтобы я боялся сесть в тюрьму. Но мне было очень обидно именно вот это звание".
Самое рейтингое политическое ток-шоу на Украине — Шустер live — телеканал 24 снял с эфира, после того, как на пару минут — по скайпу — дали слово российскому журналисту Максиму Шевченко, заговорившему о братоубийственной войне. "Такой новый тип фашизма, который сочетает в себе, с одной стороны, риторику о свободе демократии, справедливости, и абсолютно фашистские способы управления информационным и политическим пространством. Такое доминирование государства во всех сферах", — говорит Шевченко.
Сами украинцы в России при этом работают беспрепятственно. Вот журналист украинского агентства УНИАН в майке с надписью "Укроп" задает вопрос российскому президенту. К украинскому россиян даже не подпускают. Теперь не подпустят и к самой Украине. Всем, кто продолжит сотрудничество с организациями, как-то связанными с Россией, тоже грозит 111 статья Уголовного кодекса, та самая государственная измена. Срок тюремного наказания — 15 лет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий