пятница, 11 сентября 2015 г.

Миграционный раскол Европы: стычки с беженцами приближают конец Шенгена 


В Венгрии столкновения мигрантов с полицией перерастают в массовые бунты. И сдерживать толпу уже не удается ни кордонами, ни слезоточивым газом. Сотни мигрантов, недовольных условиями жизни в лагерях, потребовали свободного прохода к своей конечной цели — Германии. Власти немецких земель спешно ищут помещения для центров временного размещения: люди прибывают тысячами и слишком быстро. А соседи из Восточной Европы уже предрекают крах Шенгену.

"Мы говорим теперь не о 40 и даже не о 120 тысячах мигрантов, — заявил Жан-Клод Юнкер депутатам Европарламента, — Речь сегодня идет о 160 тысячах человек, которых надо справедливо распределить между всеми. Со временем миграция должна превратиться для нас из проблемы в хорошо управляемый ресурс. Это очень важно. Миграция должна быть узаконена".
После этих слов председателю Еврокомиссии аплодировали не все. Британский консерватор Джеффри Ван Орден и лидер партии Независимости Соединенного Королевства Найджел Фаррадж сидели с таким видом, будто референдум о выходе Великобритании из Евросоюза уже состоялся, и, по его результатам, проблемы ЕС их более не касаются.
Что до остальных, то и тут кризис явно способствовал возникновению точек соприкосновения между всеми крайне правыми и центристами с востока Европы на почве идеи о главенстве национального интереса над общеевропейским.
"Правительства европейских стран ответственны за все, что происходит сейчас. Годами они провоцировали нелегальную иммиграцию, организовали такой щедрый прием нелегалам, что те передали это другим сотням тысяч, если не миллионам желающих приехать на жительство в Евросоюз. И теперь они полностью утонули в этой ситуации, выпустили ее из рук", — подчеркнула лидер партии "Национальный фронт" Марин Ле Пен.
"Премьер-министр Польши предложила увеличить число беженцев в стране, но контроль за этим процессом должны осуществлять сами государства. Мы осознаем масштабы проблемы и хотим выступить солидарно с другими государствами ЕС. Но я хочу подчеркнуть, что мы не будем поддаваться на шантаж. Мы хотим помогать, но помогать будем теми способами, которыми можем", — отрезал депутат Европарламента от Польши Ян Олбрихт.
Если даже Брюсселю, направляемому жесткой рукой Германии, на что, видимо, и намекал неизвестный депутат, лицо которого было скрыто под маской немецкого канцлера, и удастся протащить идею квот через общеевропейские институты и правительства отдельных стран, то дойдя до самого верха — саммита Евросоюза — она все равно упрется в тупик, неустанно дает понять венгерский премьер Орбан.
"Никто не имеет права заставлять нас меняться и жить вместе с большой разрастающейся мусульманской общиной. Никто не имеет права требовать этого от нас", — подчеркивает премьер Венгрии Виктор Орбан.
На фоне несогласия властей с попытками навязать Венгрии определенную модель поведения, обществом признается право беженцев на гуманное к себе отношение.
Оператор венгерского телеканала Петра Ласло была уволена сразу после того, как в Интернете появились два видеоролика. На одном из них она сбивает с ног мужчину с ребенком на руках, а на другом — пытается лягнуть убегающих от полиции детей.
В Польше, которая также входит в число стран, отказывающихся принимать мигрантов, прокуратура, тем не менее, заинтересовалась сетевыми шутниками, которые в своем цинизме зашли слишком далеко.
"Можно было бы открыть Освенцим заново для мигрантов и подтянуть новую установку газа", — написал один из польских пользователей Facebook.
"Освенцим для мигрантов – идеальный пансионат!" – написал другой.
"Отремонтировать печи, ведь приближается зима!" – "шутит" в Сети еще один поляк.
Но именно так, разрываясь между ненавистью и гуманизмом, Европа пытается найти к мигрантам "единый подход".
Видеокамера европарламента 9 сентября часто выхватывала Федерику Могерини. Шеф евродипломатии с утомленным видом слушала претензии бывшего бельгийского премьера Верхофстадта, которые относились и на ее персональный счет.
"Суть проблемы в нехватке политической воли, в нехватке единства. Мы слышим призывы: "Приходите и забирайте беженцев к себе". И что получается? В Британии говорят: "Хорошо, мы будем принимать беженцев по одним правилам". В Германии: "А мы будем принимать по другим правилам". В Венгрии, конечно же, вводят свои порядки", — призывал к единому европейскому подходу председатель фракции "Альянс либералов и демократов за Европу" в Европарламенте Ги Верхофстадт.
То, что у Германии "свое" отношение к мигрантам, серьезно усугубило проблему, считают в странах, которые используются беженцами пока главным образом в качестве транзитных коридоров. Меркель упрекают в том, что это ее политика "открытых дверей", спровоцировала такой наплыв мигрантов. Видимо, поэтому все последние дни, в том числе и в ходе сегодняшних бюджетных слушаний в Бундестаге, канцлер пытается охладить энтузиазм переселенцев.
"Те люди, которые не спасаются от политического преследования или от войны, а приезжают к нам руководствуясь экономическими соображениями, не смогут остаться жить в Германии", — подчеркнула федеральный канцлер Германии Ангела Меркель.
Казалось бы, вот выход — составить список стран, где не стреляют, и таким образом отфильтровывать реальных беженцев от тех, кто мотивирован исключительно экономически. Светлая мысль, но ее совершенно затеняет то обстоятельство, что стреляют почти везде.
"Войны и вооруженные споры проходят сейчас в Сирии, Йемене, Ираке, Турции, на Украине и в других странах", — констатирует глава фракции левой партии в Бундестаге Грегор Гизи.
"Достаточно вспомнить Ливию — страна превратилась в так называемое failed state, государство развалилось после натовских бомбардировок во имя прав человека. Ту же ситуацию мы видим в Сирии. Запад поддерживал ИГИЛ, Турция и США не просто закрывали глаза на террористическую организацию, а принимали участие в ее формировании. Главный мировой агрессор — США — принимает 10 000 беженцев. Это постыдно, ведь именно из-за Америки люди потеряли свой дом", — возмущен депутат Бундестага от партии "Левые" Александр Ной.
Но указывать на это обстоятельство американцам нет ни малейшей политической воли, ни большого практического смысла. Единственное, что имеет смысл для европейцев, это постараться сохранить свой собственный дом, смирившись с тем, что прежним он уже не будет.
Первое, что может рухнуть — это шенгенские соглашения о свободном перемещении граждан внутри Евросоюза. В середине дня 9 сентября былопрервано железнодорожное сообщение между Германией и Данией. И много чего еще может быть прервано, если учесть, что полномасштабный план по разрешению кризиса председатель Еврокомиссии обещал представить только в начале следующего 2016 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий