22 января 201620:26
Успехи физических наук: открыты четыре новых элемента и лекарство от рака
За 300 лет своей истории Российская академия наук всегда опережала время. После тяжелых 1990-х годов она вновь отвоевывает свои позиции.
Президент встретился с главой Российской академии наук Владимиром Фортовым. Разговор шел не только о реформе РАН, но и о новых открытиях отечественных ученых — в первую очередь в области медицины. О новом методе лечения рака, который совместно разработали физики и медики.
Астроцитома — рак головного мозга. Жуткий диагноз она узнала 2 года назад. С тех пор — безостановочное лечение. Элла Гилицкая прошла несколько курсов лучевой терапии, которая не только убивает опухоль, но и вредит здоровым органам.
И вот сейчас — совершенно новый способ лечения: протонная терапия. Российская разработка, действительно прорыв в медицине. Протоны не трогают здоровые ткани, начинают свое действие только внутри смертоносных раковых клеток, которые уничтожают. Такое лечение, что тоже крайне важно для пациента, имеет еще и серьезный психологический аспект.
"От лучевой терапии волосы вылезают и не растут долго. А от этой волосы остаются, и все нормально", — подчеркивает Элла Гилицкая.
Серия установок для лечения рака разработана учеными Физического института Российской академии наук, аппараты работают уже в нескольких городах. Об этом и не только глава Российской академии наук рассказал на встрече с президентом.
"Владимир Евгеньевич, предлагаю поговорить о результатах работы, как шла работа самой академии, какие вы видите приоритеты?", — предложил тему для разговора президент Владимир Путин.
"Я бы отметил несколько результатов. Например, наши ученые стали авторами выдающихся открытий новых трансурановых элементов", — сразу решил достать козырь из рукава академик, президент Российской академии наук Владимир Фортов.
Таблица Менделеева пополнилась сразу четырьмя новыми химическими элементами. Пока у них есть временные, рабочие названия — унунтритий, унунпентий, унунсептий и унуноктий. 115-й, 117-й и 118-й элементы открыты учеными Объединенного института ядерных исследований в Дубне. По поводу 113-го элемента, правда, ведется спор: японские ученые считают, что это они нашли его и предлагают назвать японием, российские ученые настаивают, что и этот элемент — тоже их.
"Мы предлагаем назвать его московий. Это будет очень символично. Мы считаем, что это правильно", — отметил директор Лаборатории ядерных реакций имени Г.Н. Флерова Сергей Дмитриев.
Но, бесспорно, открытие новых элементов таблицы Менделева для человечества действительно важный этап: ведь если первые элементы таблицы повсеместно встречаются в природе, то новые создаются уже в лабораторных условиях. А это в том числе и путь к новым открытиям в медицине. Понятно, что в новую высокотехнологичную эпоху судьбоносные открытия будут делаться не в какой-то конкретной области науки, а на стыке дисциплин.
"Институт общей физики и соответствующие клиники разработали целую линейку установок, которые позволяют проводить целый спектр лечения — от снятия катаракты до воздействия на сетчатку", — добавляет академик Владимир Фортов.
"В этом смысле объединение большой Академии и медицинской все-таки имеет положительный эффект?" – решил уточнить президент России.
"Вы знаете, я должен сказать, что да", — признался физик Фортов.
"Нам, конечно, нужно еще посмотреть на проблемы развития сельского хозяйства", — продолжил Путин.
"Там есть интереснейшие вещи. Там урожайность растет в разы, устойчивость к микробам растет в разы, к вредителям. Мимо этого мы не можем пройти. Это серьезное направление", — оценил Владимир Фортов.
"Да, это серьезно", — согласился глава российского государства.
За 300 лет своей истории Российская академия наук всегда опережала время. После тяжелых 1990-х годов она вновь отвоевывает свои позиции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий