29 марта 201522:29
"Буря решимости": у хуситов есть танки и авиация
Йеменские шииты-хуситы совершили вооруженный переворот, захватив все ключевые города страны и изгнав президента. Западных дипломатов теперь из страны эвакуируют. Наши пока остаются. Совершившим госпереворот объявлена война. Каковы ее первые дни и движущие пружины?
150-тысячная саудовская военная группировка замерла у границы Йемена в ожидании приказа. Но последует ли он в ближайшее время — большой вопрос. В саудовском Генштабе понимают: сухопутная операция в Йемене не будет легкой прогулкой. Саудовская армия может понести ощутимые, а то и непоправимые потери. Потому Йемен просто бомбят. Жестко, беспощадно, в нарушение всех возможных норм международного права.
Впрочем, и бомбить просто так, безнаказанно, не получается. Шиитские повстанцы сбили два саудовских самолета. Причем авианалеты приносят совсем не тот результат, на который рассчитывали в Эр-Рияде, — разрозненные группы влияния начинают объединятся перед возможной агрессией.
"Йемен — страна, где живут племена. Есть глубокая разделенность между людьми, которые принадлежат к племенам, и горожанами, которые не принадлежат к ним. Есть юг и север. Есть те, кто имеют глубокое недоверие друг к другу. Есть политические партии. Йемен по сравнению с другими государствами этого региона — Аравийского полуострова — весьма далеко продвинут в создании современных модернизированных институтов управления. Коррупция, как всегда бывает в таких странах, зашкаливает", — пояснил Виталий Наумкин, профессор, директор Института востоковедения РАН.
Чтобы понять, что же происходит в Йемене и почему это не просто локальный и даже не региональный, конфликт, почему он так беспокоит Вашингтон и Брюссель, нужно вспомнить историю страны.
"Йемен — это глубоко разделенная, фрагментированная страна. Только в 1990 году юг и север объединились. На юге была до того Народно-демократическая республика Йемен, которая завоевала независимость только в 1967-м. На севере была Йеменская арабская республика. Так что возраст существования Йемена как объединенного государства очень небольшой. Страна разделена также по конфессиональному признаку", — отметил Виталий Наумкин.
Половина населения страны — мусульмане-сунниты, половина — шииты, причем часть из них относится к довольно экзотическим течениям. С 1978 года страной правил президент-шиит Али Абдалла Салех. Он в целом устраивал всех — и саудитов, и Вашингтон. И, даже будучи шиитом, был вполне лоялен Эр-Рияду, где, как известно, правят сунниты, точнее радикальные сунниты — ханафиты.
В 2011 году, во время "арабской весны", инспирированной Вашингтоном, Салеха заставили уйти. Он ушел, при этом сохранив контроль через племенные связи над значительной частью национальной гвардии, некоторыми секторами экономики, добившись неприкосновенности для своего клана и своего племенного союза.
Ему на смену пришел тогда суннит Рубо Мансур Аль Хади. И после этого, как обычно и происходит в странах, где Вашингтон решил усилить демократию и организовал "цветную" революцию, Йемен стал скатываться в хаос. Шииты конфликтовали с суннитами, и те, и другие — с местной ячейкой "Аль-Каиды". Именно она, кстати, вязал на себя ответственность за теракт в редакции парижского журнала Charlie Hebdo, а сейчас контролирует почти две провинции Йемена.
Летом прошлого года шииты начали активные боевые действия, захватывая военные части и беря под полный контроль одну провинцию за другой. В сентябре в руки повстанцев на одной из баз попали и секретные документы США, среди которых — данные американской разведки, имена осведомителей и планы по проведению антитеррористических операций.
Президент Аль Хади несколько раз просил соседние арабские монархии ввести войска, но безрезультатно. В итоге повстанцы захватили столицу и теперь формируют правительство. Их во многом поддерживает армия и почти полностью гвардия, которую контролирует бывший президент Салех.
Многие территории в государстве являются спорными, и расклад сил может измениться в любой момент. И вот в такой ситуации монархии залива решили атаковать Йемен.
"Дело в том, что практически в каждой стране есть шиитское меньшинство. В Бахрейне это — шиитское большинство. В Кувейте это почти треть населения. А в Саудовской Аравии 15-20% населения — тоже шииты. Но эти шииты проживают в самой нефтеносной провинции, в восточной. Когда я был в Йемене, никто не проводил никакого различия между суннитами и шиитами. Они ходили в одни и те же мечети. А сейчас это стало очень большой разделительной линией", — сказал Вениамин Попов, дипломат, директор Центра партнерства цивилизаций Института международных исследований МГИМО (У).
В операции с очень американским названием — "Буря решимости" — принимают участие сто самолетов Саудовской Аравии, тридцать — Объединенных Арабских Эмиратов, пятнадцать — из Кувейта, пятнадцать — из Бахрейна, один — из Катара, шесть — иорданских.
Египет и Пакистан — союзники саудитов, которых королевство фактически спонсирует, предоставляя ежегодно многомиллиардную безвозмездную помощь, — направили не только самолеты, но и военные корабли.
Но и у шиитов, что контролируют половину Йемена, похоже, есть серьезная поддержка.
"Иран — главная шиитская страна. Поэтому симпатии — на стороне хусистов, которые сейчас захватили власть в Йемене. Западные страны и саудовцы давно обвиняют Иран в том, что он поставляет оружие этим хусистам. Никаких данных они не приводят", — рассказал Вениамин Попов.
"Если Иран решит сыграть активную роль в защите хуситов, которые близки ему в конфессиональном отношении, и начнется какой-то конфликт — я не говорю о военном конфликте, допустим, это будет серьезный политический конфликт между Ираном и Саудовской Аравией — тогда нефтяной рынок может взорваться", — считает Виталий Наумкин.
Еще раз стоит пояснить, чего опасается Саудовская Аравия. У власти в Йемене вновь шииты. У них есть давние претензии к Дому Саудов. Шииты считают, что три южных провинции соседнего королевства — Джизан, Наджран и Асир — исторически должны принадлежать Йемену. Там живут много близких йеменцам племен. Самая восточная, самая нефтеносная провинция Саудовской Аравии — Эш-Шаркия — населена в основном шиитами, которых саудиты традиционно считают людьми второго сорта. Но как раз в Эш-Шаркии добывается 90% нефти в стране. Тут же и основные запасы.
Саудовская Армия в полной боевой готовности стоит у границы — очень размытой, ее даже на картах не рисуют. Пустыню Руб-эль-Хали контролировать почти невозможно.
Но, во-первых, саудовская армия воевала мало, а побеждала последний раз в 1918 году. Это были войска ослабленной Османской империи. Во-вторых, йеменские повстанцы-шииты — это не банда с автоматами и гранатометами, у них на вооружении есть и танки, и артиллерия, и авиация, и военные частично на их стороне. Йеменцы воевать умеют, внутренне они мотивированны лучше, чем саудиты. Так что при сухопутной операции саудовские войска, скорее всего, умоются кровью.
Почему ситуация в Йемене беспокит США и Европу? Все просто. Американцы раздосадованы тем, что потеряли влияние в Йемене, марионеточного президента, а с ним и базы, откуда летали беспилотники. А Брюссель опасается шиитов. Повстанцы возьмут и перекроют поставки нефти из Персидского залива через Красное море и Суэцкий канал. Сделать это нетрудно. Танкеры идут вдоль йеменского берега, а потом через Баб-эль-Мандебский пролив.
Потому сейчас Вашингтон одобрительно кивает саудитам: давайте, бомбите. Брюссель напряженно ждет, чем все закончится. А в целом очевидно: вот они, двойные стандарты. Свергнутый президент страны просит соседнюю страну ввести войска. Соседи начинают бомбить повстанцев, захвативших столицу, и все считают это торжеством права.
"Явные двойные стандарты. Хотя, конечно же, мы не хотели ни того, что произошло на Украине, ни того, что происходит в Йемене. В обоих случаях необходимо было двигаться и еще предстоит двигаться в сторону национального примирения", — заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
То, что ситуацию в Йемене надо решать путем мирного диалога, заявляет не только наш МИД. Об этом говорят и МИД Ирана, и Китая. Тегеран и вовсе обвинил саудитов в нарушении суверенитета Йемена. То, что очередная страна после американского вмешательства и "цветной" революции заполыхала, неудивительно.
Примеров полно: Украина, Ливия, Сирия... В целом неудивительно и применение двойных стандартов Западом. Не в первый раз в конце концов. Но надо понимать, что нынешний конфликт — это новая долгая, трудная и кровавая история с непредсказуемыми последствиями для всех участников. Американцы напрямую не вмешиваются, действуя руками Саудовской Аравии. Там вроде, судя по заявлениям, рассчитывают на быстрое решение — военное или политическое — что странно. Глупо надеяться, что можно быстро разобраться с проблемами в стране, где у 25 миллионов жителей на руках 70 миллионов единиц огнестрельного оружия, и, что важно, воевать там умеют и любят.
Комментариев нет:
Отправить комментарий